Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад № 127»

Адрес299020, Город Севастополь, г. Севастополь, Хрусталева, 161-А

Контакты администрации

Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ

Выступление на региональной конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании: опыт, проблемы, перспективы»

«Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ»

Подготовил: воспитатель ГБДОУ «Детский сад №127»

Антоненко О.М.

 

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение педагогов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс дошкольного учреждения по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие».

Сегодня к дошкольному образованию предъявляются новые требования. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования педагогическое взаимодействие ребенка и взрослых ориентировано на:

  • обеспечение развития каждого ребенка;
  • сохранение его уникальности и самобытности;
  • создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

      Для реализации выше перечисленных принципов в помощь современному педагогу приходит способ интеграции в образовательной физической области, а именно интеграции двигательной и игровой видов деятельности.  Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей каждого ребенка, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Среди широко используемых в практике физического воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

      Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче (пункту). Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.

      Квест – это командная игра. Особенность такой организации игровой деятельности состоит в том, что она является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в спортивном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

      Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития является игровая деятельность. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.

      Цель квест-технологии состоит в следующем - создание условий для активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

      Задачи, которые реализуются при использовании квест-технологии:

  • способствование всестороннему развитию детей дошкольного возраста, в том числе и физическому;
  • формирование физических качеств: ловкость, быстрота реакции, выносливость;
  • развитие социально-коммуникативных качества (отзывчивость, сопереживания, формирование позитивных установок и ОБЖ, уважительного отношения к сверстникам и взрослым) путём коллективного решения общих задач;
  • побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации.

      Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квест-технологии необходимо следовать следующим принципам:

  1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
  2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий.
  4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

      Три основных условия при организации квест - технологии:

  1. Игры должны быть безопасными.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
  3. Споры и конфликты надо решать только мирным путём.

     На примере одного из проведенных в нашем дошкольном учреждении квеста «Венок Дружбы» рассмотрим структуру квест-технологии:

    Первым структурным звеном является общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». В квесте «Венок Дружбы» общей игровой целью являлось примирение народов Крыма путем поиска и сбора на станциях цветов, символизирующих крымские народы, и создания единого венка из собранных цветов.

      Второе структурное звено - этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. В квесте «Венок Дружбы» на каждой станции дошкольникам сначала предлагалась подвижная национальная игра определенного народа, по окончании которой давалось задание - «Найди цветок» по принципу игры «Горячо-холодно».

      Третье структурное звено - командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. В квесте «Венок Дружбы» принимали участие 4 группы старшего дошкольного возраста, каждая из которых действовала сообща, составляя отдельную команду.

      Четвертое структурное звено - игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия. В квесте «Венок Дружбы» роль инструктора выполнял воспитатель.

      В нашем дошкольном учреждении план подготовки квест-технологии осуществляет творческая группа, который включает в себя:

  1. Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера.
  2. Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.).
  3. Разработка маршрута передвижений.
  4. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска.
  5. Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Обратите внимание на экран, на котором представлены «продукты» для проведения квеста «Ключи к Здоровью».

      Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

      Квест-технология одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

Дата публикации — 20.11.2018